Угольная отрасль стала «главной жертвой» санкций после начала войны

24 марта 2025 г.The Bell
Угольная отрасль стала «главной жертвой» санкций после начала войны | 🔁 Новости из телеграм - Ghostbase News

Угольная отрасль стала «главной жертвой» санкций после начала войны

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ THE BELL ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА THE BELL. 18+

Санкции сильнее всего подорвали работу угольной отрасли и практически не повлияли на регионы, зависящие от предприятий военно-промышленного комплекса. Такие выводы содержатся статье экономиста Натальи Зубаревич о влиянии санкций на развитие регионов в 2022-2024 годах, которое было опубликовано в журнале Новой экономической ассоциации.

👍 Сильнее всего санкции ударили по регионам, зависящим от добычи сырья, особенно тяжелая ситуация сложилась в угольной промышленности — «самый сильный трехлетний спад (на 14–15%) произошел в Кемеровской области, на которую приходится более половины добычи угля в стране», отмечает Зубаревич. Нефтегазовая отрасль пережила санкции чуть легче, а газовая — практически не пострадала.

👍 Автопром показал смешанные результаты: в Калининградской области, где под санкции попали автопром и трансграничные перевозки, произошел серьезный спад (на 23%), в то же время в Калужской области ситуация к 2024 году выправилась за счет других отраслей, а в Самарской и Ульяновской областях автопром даже вырос — помогли поставки деталей из Китая и развитие ОПК.

👍 «Промышленность Дальнего Востока выиграла от «поворота на восток» только в добыче сырья; в обрабатывающей промышленности его доля остается минимальной», — пишет Зубаревич. В целом в обрабатывающей отрасли, в наиболее тяжелой ситуации оказались регионы, завязанные на экспорт леса и металлов.

👍Розничная торговля восстановилась и даже выросла после сокращения 2022 года, но Москва, где были наиболее широко представлены иностранные торговые марки, так и не смогла преодолеть спада розницы, «что сложно объяснить на фоне ее роста в Санкт- Петербурге на 13% за три года», подчеркивает автор.

👍Что мне с этого?

В целом выводы Зубаревич согласуются с наблюдениями The Bell: угольная промышленность, автопром, торговля и связанные с ними сектора оказались в зоне наибольшего давления — как со стороны санкций и утраты рынков, так и из-за роста ключевой ставки и перегрева экономики.

Теперь на первый план выходит вопрос платежеспособности: по данным растет доля компаний с критической долговой нагрузкой, особенно в обрабатывающей промышленности и строительстве. В 2025 году возможна волна банкротств — в первую очередь среди угольщиков, автодилеров и транспортных компаний.